Написать нам
Меню

Назад к главному

Продуктовый подход в HR

Как оценить и улучшить работу HR-службы с помощью количественных и качественных показателей — рассказывает Verno, центр экспертизы red_mad_robot.

В продуктовой разработке владелец продукта ставит бизнес-цели, следит за KPI продукта (стоимостью привлечения пользователя, конверсией на этапах воронки, прибылью с пользователя и т. д.), строит и проверяет гипотезы, ранжирует их между собой и организует работу команды.

Если объект воздействия — не продукт, а группа людей, то по сути ничего не меняется. Руководитель и HR-специалист тоже ведут команду к определённой цели и тоже хотят знать, хорошо ли сотрудники справляются с обязанностями, как себя чувствуют, надолго ли остаются работать в компании, а если уходят, то почему.

Владелец продукта с помощью метрик управляет функциональностью продукта, руководитель отдела и HR-специалист — целями, компетентностью и траекториями сотрудников.

Определите целевое состояние подразделения

Какое подразделение или компанию можно назвать эффективным с точки зрения управления коллективом? Такое, в котором налажены функции развития талантов, обмена опытом, адаптации новых технологий, подготовки нового поколения сотрудников, технического PR подразделения (команды, компании).

О том, что команда работает стабильно и ей не грозит кадровый кризис, говорят такие показатели:

  • сотрудники с высокой работоспособностью трудятся в компании продолжительный срок;

  • у руководителя есть преемники — сильные сотрудники, которые помогают управлять функциями развития, передачи знаний, адаптации технологий и другими, перечисленными выше;

  • технологии, хорошо показавшие себя на проектах, упаковываются в базу знаний, передаются и воспроизводятся снова;

  • есть регулярные мероприятия по передаче знаний друг другу;

  • в команде есть ответственные за отслеживание технологических трендов.

Визуализируйте движение сотрудников в компании, собирайте обратную связь и чините то, что плохо работает

Траекторию развития сотрудника описывает Employee Journey Map, или «карта путешествия сотрудника» — аналог Customer Journey Map в пользовательских исследованиях продуктов и сервисов. Карта охватывает путь от первого контакта с компанией до последнего дня работы.

Эти события наносятся на карту в виде этапов. Дальше добавляются целевые состояния. Скажем, сотрудник должен проходить испытательный срок, т. е. становиться самостоятельным и самоокупаемым специалистом за три месяца. А оставаться в компании — желательно не меньше 1,5–2 лет. Прописываются события и действия HR-специалиста, руководителя (если есть, ментора) и команды, в которые включён и участвует сотрудник: онбординг, испытательный срок, первая аттестация, повышение квалификации и т. д.

С помощью наблюдения, опросов и интервью HR-специалисты следят за реакцией сотрудников на действия и события, собирают обратную связь, замеряют уровень вовлечённости и другие показатели. В эту же карту вносятся идеи и предложения, как можно улучшить процесс. Особенно если в команде заметны тревожные тенденции и сотрудники чаще дают негативные отзывы. Чтобы карта отражала актуальное состояние коллектива, её нужно регулярно обновлять.

Опишите процессы и сформируйте стандарты

Чтобы создать между компанией и сотрудником взаимные прозрачные ожидания, внесите в систему управления достаточное количество артефактов — правил, алгоритмов, шаблонов, по которым вы договорились работать.

  1. 1_

    Пропишите и регулярно транслируйте в команду цели компании, планы на год, квартал, ближайший месяц.

  2. 2_

    Исходя из стратегии, сформулируйте отборочные стандарты: людей с какими целями, качествами и компетенциями вы хотите видеть в команде.

  3. 3_

    Определите и сделайте прозрачными для команды описания рабочих процессов и функциональные роли (должностные инструкции).

  4. 4_

    Сформируйте карты компетенций, карьерные траектории, планы развития и методы оценки. Сделайте их доступными, чтобы сотрудники понимали, по каким критериям оценивают их работу, какие возможности есть в подразделении (компании) и на какие позиции можно претендовать.

  5. 5_

    Задайте точки синхронизации (встречи рабочих групп, собрания, рассылки), чтобы постоянно поддерживать осведомлённость команды в условиях быстрых изменений.

Замеряйте состояние коллектива, чтобы понимать, какие процессы нужно доработать

Собирайте данные и отслеживайте по ним динамику. В дальнейшем вы сможете видеть тенденции и неочевидные зависимости между показателями, проверять гипотезы и делать прогнозы о состоянии коллектива. Вот несколько «классических» метрик для наблюдения.

Метрики найма:

  1. 1_

    Средний срок закрытия вакансии — измеряется по каждому нанимающему менеджеру и по каждой позиции.

  2. 2_

    Эффективность найма — процент сотрудников, проработавших в компании определённое время, — например, закрывших испытательный срок.

  3. 3_

    Прирост сотрудников — метрика нужна для управления себестоимостью и периодом интенсивного масштабирования компании.

  4. 4_

    Стоимость закрытия вакансии — помогает оценить окупаемость.

Метрики развития сотрудников:

  1. 1_

    Эффективность онбординга — показывает процент людей, успешно прошедших онбординг, и его длительность.

  2. 2_

    Конверсия развития — привязана к системе аттестаций, показывает срок перехода сотрудников по грейдам.

  3. 3_

    Качество работы и настроение — Performance & Mood, насколько эффективно сотрудники выполняют свои задачи, попадают в план и рабочий настрой (уровень стресса, токсичность, подавленность, выгорание).

  4. 4_

    Показатель реабилитации — количество «плохишей» (не отвечающих роли, сдавших позиции, токсичных сотрудников и т. д.), которых удалось вернуть в конструктивное состояние.

  5. 5_

    Уровень вовлечённости — оценивается через аттестацию, опросы сотрудников и частоту их участия в проектах развития.

  6. 6_

    Прибыль на одного сотрудника — дельта стоимости сотрудника и прибыли, которую компания получает от его работы.

  7. 7_

    eNPS, уровень лояльности — готовность рекомендовать компанию, оценивается через опросы и выходные интервью.

  8. 8_

    Среднее количество «неотгулянных» дней отпуска — как регулярно и качественно сотрудники отдыхают.

Метрики движения сотрудников:

  1. 1_

    Текучесть персонала — насколько изменился состав компании за период, показатели добровольных и вынужденных увольнений.

  2. 2_

    Lifetime — средний срок работы сотрудников: по компании, отделам, грейдам, валидности.

  3. 3_

    Уровень потерь HiPo-специалистов — что происходит с самыми эффективными сотрудниками и хватает ли их.

  4. 4_

    Доля сотрудников, ушедших по конкретной причине, — самые критичные причины, которые большинство сотрудников называют на выходном интервью.

С чего начать:

  1. 1_

    Прежде всего, свяжите цели запуска системы мониторинга с целями бизнеса и HR-службы.

  2. 2_

    Соберите EJM и определите ключевые результаты по этапам.

  3. 3_

    Определите, какие метрики будете отслеживать и какие коридоры по ним можно установить.

Вместо заключения. Использование бизнес-методологии в HR-функции помогает:

  • увидеть, насколько сложившиеся процессы подбора, развития и поддержания вовлечённости сотрудников отвечают целям компании;

  • определить, что работает хорошо, а что требует улучшения;

  • разработать стратегию управления коллективом;

  • влиять на состояние коллектива и прогнозировать тенденции в будущем.

Больше о том, как организовать работу команд, в телеграм-канале «Не мешайте людям работать».

Чтобы получить пробную консультацию по прокачке ваших ИТ-команд, пишите Паше Бунтману из Verno.

Авторы текста: Анастасия Зальцман, Артур Сахаров. Редактор: Татьяна Павлова. Автор иллюстраций: Дарья Щеголютина.

Наша рассылка
В ней только самое важное: новости, кейсы, немного аналитики. Присылаем два раза в месяц.
Политика обработки персональных данных
По вопросам работы с персональными данными и подписками пишите на [email protected]
© red_mad_robot, 2008— 
Сделано роботами для людей
Разработка —