«Кружок» — некоммерческий проект, который проводит учебные программы для подростков во всех уголках России и мира. Команда «Кружка» помогает профессионалам своего дела приезжать в небольшие города и сёла на 1–2 недели или проводить онлайн-программы, где вместе с местными школьниками создаёт различные проекты — например, сайты, мобильные приложения, подкасты и городские пространства. В основу учебных проектов ложатся истории и потребности местных ребят, а итоговый результат они доводят вместе с преподавателями.
Что уже сделал «Кружок»:
1_
За пять лет провели 27 школ в 15 регионах России.
2_
400+ подростков приняли участие в школах.
3_
Получили 150+ приглашений из регионов.
4_
Сняли восемь документальных фильмов.
5_
Построили шесть футбольных полей с adidas.
6_
Сделали фестиваль с СБПЧ в роли хедлайнера в деревне Сардаял на 500 человек. После там построили новую школу.
7_
Провели футбольные сборы и сняли фильм с «Тинькофф».
8_
Привлекли к преподаванию в школах суперзвёзд журналистики, музыки, архитектуры, дизайна, подкастинга, современного искусства, клипмейкинга и дизайна.
На сайте «Кружок» принимает заявки на участие — можно её оставить или инициировать свою школу. И ещё поддержать проект финансово: проведение школ возможно только благодаря горящим глазам организаторов и добровольным донатам.
Мы и «Кружок»
Наше знакомство с «Кружком» случилось благодаря идее Даши Измоденовой, бизнес-аналитика red_mad_robot, сделать образовательную программу для подростков.
Она появилась два года назад: я хотела рассказать ребятам, что в ИТ можно не только программировать, но и заниматься исследованиями, аналитикой, проектированием цифровых продуктов, и это тоже круто и интересно. Только в июне этого года увидела пост «Кружка» о том, что ребята ищут людей с похожими целями, и откликнулась. Несколько раз созвонились, им понравилась идея — и они решили помочь её развить.
В конце июля 2022 года стало понятно, что точно едем, — и мы начали набирать команду, разрабатывать программу и общаться с потенциальными местами выезда. Готовились весь август и с 5 по 9 сентября 2022 года провели в Умёте классную насыщенную неделю.
Как собирали команду
Готовились в сжатые сроки и — как это обычно бывает — перед самым выездом часть команды отвалилась. Часть школы была под угрозой, и мы экстренно нашли Сашу Карповича и Аню Васильеву, которые согласились помочь и поехали с нами.
«Кружок» помогал со всем: поиском места, общением с проводником в Умёте, подготовкой учебной программы, моральной поддержкой и финансами. Спасибо, ребята — Серёжа Нугаев, Саша Братчиков, Саша Патлух, Ника Дмитриева, Рита Гооге, Света Старицкая и Лиза Кузнецова.
Кроме ребят от Робота в команде выезда также были режиссёр и оператор Андрей Кречетов, оператор Рома Кожевников, фотограф Полина Рукавичкина и Лиза Фокина — проводник от посёлка Умёт. Проводник — это человек, который приглашает «Кружок» в то или иное место, местный житель.
Как готовились к выезду
Подготовка программы шла в очень высоком темпе. Трижды в неделю по вечерам мы созванивались с методистами «Кружка», и каждый день в течение трёх недель работали сами. Перед отъездом «Кружок» организовал для нас интенсив, где мы вместе «прогнали» и отрепетировали все дни, подготовились к работе с детьми и к тому, что делать, если что-то пойдёт не так.
Программу писали очень подробно.
Получилось пять дней школы. Каждый день разбит на три часовых занятия, и каждые 15 минут вид деятельности менялся, активные чередовались со спокойными, чтобы ребята сохраняли фокус. В программу включили игры, брейнштормы и воркшопы. На шестой день ребята дорабатывали макеты и готовились к презентации проекта.
В итоге получилось очень насыщенное расписание, направленное на то, чтобы провести ребят по процессу от идеи до реализации, а по ходу научиться видеть проблемы и предлагать их решения.
Как выбирали место
У «Кружка» есть база потенциальных мест, куда они могут поехать: нам дали девять населённых пунктов на выбор — мы читали письма-заявки и выбирали среди них. Было очень много грустных и трогательных писем о подростковом алкоголизме и отсутствии мероприятий для молодёжи. Но запомнились и позитивные: от айтишника из Ингушетии и классной руководительницы из Николаевки — активных и заряженных людей, которые многое делают для детей в своих населённых пунктах.
Так случился первый контакт с Лизой Фокиной — проводником из Умёта. По легенде, она ответила нам через две минуты после того, как мы отправили ей письмо, — так мы познакомились и стали общаться. И отправились в Мордовию.
Что за Умёт такой
Умёт — небольшой посёлок в Мордовии с населением 1,5 тысячи человек. Он находится в 400 км от Москвы на трассе Урал — Москва. Его называют «шашлычным раем» и «шашлыкоградом», потому что на трассе вдоль посёлка — 2 км кафе с приблизительно одинаковым меню, но разными забавными названиями (наше любимое — «Дальнобойщик»).
Как собирали участников школы
Сделали плакаты и закинули в умётские чаты в первых числах сентября.
Макс Осадчий — руководитель QA-отдела red_mad_robot и продюсер проекта — создал чат в телеграме, и ребята, которые хотели поучаствовать, писали ему в директ. Сначала заявок было мало и мы даже забеспокоились, но в итоге набралось 30–40 желающих.
В мои задачи входил поиск удобных билетов для участников выезда, бронь и оплата проживания на месте, ведение бюджета, закупка и логистика всего необходимого, планирование питания, задачи звукооператора, оператора, диджея и — главное — кормление умётовских котов.
Как всё прошло
Как обычно — не по плану. Но обо всём по порядку.
С самого первого дня всё, что мы запланировали по расписанию, пошло не так. Двое наших ребят опоздали на поезд. Фотограф Полина заболела сразу после приезда в Умёт. В школе нам не смогли выделить отдельный класс, но определили нас в актовый зал — там мы и находились все пять дней. В первый день не удалось включить проектор. Начало занятий планировали на 14:00, но потом выяснилось, что уроки у старшеклассников заканчиваются в 15:00 — пришлось сдвигать начало на два часа, поэтому мы не смогли провести свободное время после наших занятий с ребятами.
Но эти мелкие неурядицы не помешали нам отлично провести время с ребятами. В первый день мы не знали, сколько будет людей, — на первую встречу пришло несколько десятков человек, и мы волновались, что не сможем эффективно поработать с таким количеством людей. Но в итоге осталось 20 ребят с 5 по 11 класс — с ними мы и занимались.
Каждый день мы начинали с того, что освежали в памяти прошедшее накануне.
И ежедневно после занятий делились впечатлениями с ребятами в формате обратной связи. Каждый рассказывал, как прошёл его день, что запомнилось, что прошло хорошо, а что хочется улучшить, и как ещё хочется провести время вместе.
Мы не ожидали, что ребята будут такие искренние и открытые, полагали, что подростки будут настроены скептически, и внутренне готовились к тому, что они могут как-то негативить, но этого не было ни разу. Наоборот, каждую обратную связь ребята благодарили за занятия, угощения и совместное время.
За шесть дней в Умёте мы рассказали ребятам, что такое мобильные приложения, как их создают, какие роли в команде, как члены команды взаимодействуют между собой, как устроен этот процесс в red_mad_robot, кто такие аналитики, дизайнеры, разработчики, тестировщики и как каждый из них участвует в разработке. Каждую теоретическую часть мы закрепляли игровой механикой: ребята делились на смешанные по возрасту команды и общались между собой по задачам.
Эта механика показала ребятам, как важно коммуницировать, чтобы тебя правильно поняли, особенно когда работаешь в команде.
Поиск идеи
Большой блок программы посвятили теме поиска идеи: зачем нужны исследования и интервью, как их проводить и какие они бывают. Вообще, фокус нашей программы был не на том, как работать в условной Figma и рисовать дизайны, а как проектировать в целом — учиться находить проблемы в окружающем мире и придумывать актуальные решения.
Начали мы с того, что разбились на команды и стали вместе брейнштормить на тему того, что интересного и важного видят ребята в том месте, где живут. С какими проблемами сталкиваются они или другие люди в посёлке, что они замечают. С каждой командой работал фасилитатор из преподавателей, который задавал наводящие вопросы, чтобы за 15–20 минут получился эффективный диалог.
Много внимания уделили процессу генерации идей, использовали разные креативные методики. Например, с помощью механики конвергентного мышления нужно было нарисовать как можно больше объектов с двумя кружками или написать десять причин смотреть тиктоки.
Показывали ребятам референсы разных приложений — какие они бывают, для чего используются, как облегчают пользователям жизнь.
Так ребята сформулировали список идей мобильных приложений и голосовали за каждую из них. В итоге для более детальной проработки выбрали приложение для дискотеки. Оказалось, что это большая боль: в посёлке нечасто проводят какие-то мероприятия, кроме дискотек, — и это место притяжения подростков. Но музыка там скучная, а ребята хотели бы предлагать свою.
Исследование
Когда с главной идеей определились, настало время проработки. Мы рассказали ребятам о том, где можно брать информацию для уточнения идеи и зачем это делать. Дали участникам инструменты для проведения интервью, с помощью которых они проработали функциональность приложения и описали его пользователя.
Прежде чем приступить к макетам, мы рассказали ребятам, что такое дизайн с точки зрения проектирования, — не только и не столько о красоте, сколько о функциональности. Эту теоретическую часть закрепили творческим заданием, «маршмеллоу-челленджем» — ребята строили самую высокую башню из макарон, по ходу разбираясь с тем, как эффективно работать в команде при проектировании.
Работа с графическим редактором
Наконец, настало время работы с макетами. Мы показали ребятам Figma, и они попробовали разные функции инструмента.
Для ребят мы заранее собрали UI-кит с кнопками, инпутами и иконками, чтобы они могли собрать свои макеты как конструктор. А Даша Измоденова, как аналитик, написала техническое задание — что должно быть на экранах и для чего, поэтому ребята работали почти как на настоящем проекте.
Что получилось
В процессе мы решили сделать не просто приложение для дискотеки, а такое, с помощью которого можно было бы создать любое событие, приглашать участников, комментировать, добавлять плейлисты и т. д.
Сейчас приложение доступно только по секретной ссылке — для подростков и жителей посёлка. Но парочкой скринов мы точно можем поделиться.
Таким образом, мы показали ребятам процесс от поиска идеи до работающего прототипа, который можно использовать.
Про ребят
Все ребята, принимавшие участие в школе, талантливы и открыты новому. Для нас было ценно видеть положительный эффект от занятий и то, как они могут повлиять на их будущее.
Одна из историй про такой эффект связана с Сашей «Бобром». Саша был одним из самых активных — каждый день после школы приходил к нам, со всеми общался и всем живо интересовался. В одной из бесед Саша поделился, что после школы хочет работать следователем. На выбор будущей профессии его подтолкнуло представление о легкости трудоустройства и желание купить квартиру и машину в Москве. Преподаватели школы расспросили про реальные интересы Саши, рассказали про другие профессии, их доступность и карьерные перспективы. Сейчас Саша серьёзно увлечен гейм-дизайном, задаёт много вопросов в чате с преподавателями и смотрит туториалы на YouTube.
Максим «Шмель» тоже активно проявлялся, старался помочь организаторам, в перерывах между школьными уроками приходил пообщаться. Нас он поразил открытостью, редкой способностью общаться со взрослыми наравне и чувством юмора.
Когда работали с Figma, одна из девочек, Милена, сама разобралась в интерфейсе и начала рисовать удивительные иллюстрации. Вот эти рисунки — человек буквально впервые в жизни взаимодействовал с новым инструментом.
Про предприимчивых братьев Армена и Армана, которые запустили в Умёте производство и доставку шаурмы, можно посмотреть в фильме «Кружка» (о нём ниже).
Беспокоился, что мы приедем, а ребята будут не вовлечены, но я ошибался. Они очень крутые, развитые, пользуются интернетом и многое знают. Например, в процессе я выяснил, что записан у многих ребят в телефоне как «Мошенники Мордвы»: со слов ребят, в их глазах я выглядел как типичный разводила, вроде тех, что за госденьги или деньги учеников приезжают и рассказывают неактуальную программу или не приезжают вовсе. Было смешно и грустно узнать, что такие случаи были.
Максимально кайфанул от открытости и вовлеченности ребят. Никогда бы не подумал, что красноречивость, тяга к предпринимательству и постироничные шутки доступны с 7 класса и иногда даже раньше. Приятно удивило, что многие из тех, кто пришёл к нам на занятия, любят читать, и идея со шкафом для обмена книгами пришлась к месту.
Фильм-фильм-фильм
С ребятами мы не только учились — ещё играли в баскетбол, танцевали, гуляли, собрали и покрасили шкаф для буккроссинга и просто много-много общались, узнавая друг друга лучше. Более подробно об этом — в фильме «Кружка».
Школа в Умёте — первая без прямого участия «Кружка». Мы помогали преподавателям подготовить программу, логистику, поделились опытом работы с подростками и регионами, сопровождали на всём пути. Неделя занятий, как мы и надеялись, прошла замечательно. Самое главное — ребятам удалось создать атмосферу доверия и новых возможностей, получить удовольствие и поделиться эмоцией с подростками, вдохновить друг друга. Это то, чего сильно не хватает в нашей повседневности и что случилось в Мордовии. Счастливы, что школа прошла так удачно. Для нас это убедительная обратная связь — новый формат работает и нужен. Поэтому «Кружок» продолжит помогать организовывать школы тем, кто готов делиться своим опытом с подростками в регионах, исследовать, открывать и учиться.
Что дальше: мы хотим продолжать
После окончания школы мы отрефлексировали опыт и поняли, что хотим создать объединение ребят, которые тоже готовы участвовать в выездах, доработать нашу программу, создавать и планировать новые выезды в начале 2023 года. Если вы хотите позвать ребят к себе, заполните анкету на сайте и в комментарии укажите, что желаете пригласить команду red_mad_robot провести школу. А ещё «Кружок» можно поддержать донатами.