Написать нам
Меню

Назад к главному

Как мы запустили цифровой сервис «Я — школьник»

Как облегчить рутинные задачи школьника и научить его самоорганизации? Тема большая, но в Татарстане сделали первый шаг, создав удобный сервис для учёбы. Подробнее о проекте рассказывает команда разработки продукта INTOLAB by red_mad_robot вместе с Министерством цифровой трансформации Татарстана.

Немного о нас: INTOLAB — компания в группе red_mad_robot, занимающаяся созданием цифровых сервисов для социальной сферы и государства.

Зачем нужен «Я — школьник»

Сервис можно назвать «посредником» между региональной образовательной системой edu.tatar.ru и школьниками Татарстана. Он помогает ученикам следить за электронным дневником, динамикой успеваемости и заранее узнавать важную информацию об уроках. Также внутри есть инструменты для учёбы: расписание, чек-лист и подсказки.

Это если коротко о возможностях сервиса.

Но у него есть и глобальная идея: в перспективе стать личным ассистентом ученика. Поддержать его на пути знаний: помочь научиться оценивать себя, свои действия и в нужный момент поддержать советом. Для этого приложение разрабатывали совместно с психологами и экспертами из сферы образования.

«Я — школьник», помимо помощи в рутинных задачах, ещё и про переосмысление коммуникации с учениками. Про то, что важно детей именно увлекать учёбой, искать персональный подход, потому что каждый человек индивидуален. Про мысль: а как цифровые продукты могут помочь молодому поколению в учёбе? А в жизни? Как мы можем поспособствовать в поиске новых интересов? Показать, что можно пробовать новое, а ошибаться не страшно? Тут много открытых вопросов и для индустрии в целом. Мы только «копнули» этот пласт, и там много неизвестного, где нужна плотная работа с экспертами.

Денис Гомес
арт-директор дизайн направления Futura by red_mad_robot

О проекте

Изучаем, что нужно школьникам, и проектируем сервис, исходя из потребностей

К глобальной идее вернёмся чуть позже, а пока про то, как мы запустили MVP за четыре месяца. Вместе с клиентом мы продумали концепцию, собрали прототипы и разработали сервис, готовый к показу в школах первого сентября. День знаний и был дедлайном, надо было успеть запустить бета-релиз к началу учебного года.

Чтобы сервис не просто пылился в телефонах, а был полезен, важно было оттолкнуться от реальных проблем и задач молодого поколения.

Для этого команда клиента провела совместные сессии со школьниками, в которых приняли участие более 500 ребят, а мы организовали глубинные интервью на основе этих данных. Исследовали жизнь школьников: спрашивали о том, как они проводят дни и делают «домашку». Что мотивирует стараться лучше, какими приложениями пользуются и тому подобное.

Воркшопы клиента с учениками 9-11 классов<br>
Воркшопы клиента с учениками 9-11 классов

В процессе узнали много интересного: например, сейчас бумажный дневник в школах не используют. Поэтому записи о заданиях ребята ведут разрозненно: в тетрадях, блокнотах и мессенджерах — из-за этого часть информации иногда теряется.

Результаты интервью проанализировали, собрали бэклог фичей и приоритизировали его. По итогу вместе с клиентом сформировали более 100 идей для нового сервиса.

На скоринг привлекали команду разработки, чтобы приоритизировать возможности не только на основании потребности клиента и пользы для учеников, но и на основании того, насколько быстро их можно реализовать. У нас были действительно сжатые сроки (четыре месяца на полную проработку концепции, MVP и запуск).
Предпочтение отдавали «базовым функциям» — это фундамент, на который можно надстраивать различные интересные возможности. Кроме того, учитывали необычность фичи. Чем она необычней, тем сложнее предугадать реакцию школьников на неё. Дети — довольно суровые критики, если им что-то не понравится, то шанс, что они вернутся потом в приложение, невелик.

Самат Хакимов
менеджер проектов INTOLAB by red_mad_robot

В первый релиз вошли онбординг, расписание, календарь, домашняя работа и успеваемость. Это полезный минимум для систематизации ежедневной рутины. После этого в плане сбор обратной связи от школьников и добавление новых возможностей, связанных с мотивацией и поддержкой.

Первые прототипы сервиса<br>
Первые прототипы сервиса

К первому сентября бета-релиз был запущен и приложение протестировали первые пятьсот учеников. Исправив основные баги, сервис доработали и в конце сентября 2020 года запустили цифровой сервис «Я — школьник» по всей Республике Татарстан.

Как работает сервис

Что видит ученик после регистрации.

Онбординг

В мире, где есть Tik Tok и YouTube, конкуренция высока, поэтому надо было сразу попадать «в самое сердце». Онбординг постарались сделать увлекательным — с космическими иллюстрациями и параллаксом. Приятно, что кажется всё получилось: школьники часто отмечают именно вход в приложение.

Космическая тематика — метафора к образованию и к новым открытиям. Здесь виден эффект параллакса при взаимодействии с экраном

Я начала вспоминать свое детство: что меня вдохновляло, кем я хотела стать, когда вырасту (спойлер: космонавтом). Я создала персонажа без привязки к гендеру, чтобы с ним могли ассоциировать себя и девочки, и мальчики. Работа космонавта нескучная: он постоянно сталкивается с неожиданными препятствиями и преодолевает их. Я попыталась провести метафорическое соответствие между деятельностью космонавта и учебой школьника. Ведь, решая ту или иную задачу, они, словно крутые космонавты, постигают неизведанное.

Евгения Азарова
ex. дизайнер red_mad_robot

Расписание

Подробная информация об уроках: названия предметов, время начала и окончания урока, номер кабинета, длительность перемены, полученные оценки и комментарии от учителей, которые подтягиваются из электронного журнала.

Календарь

Ученик может посмотреть календарь и узнать домашнее задание на конкретный день. Нажав на урок, попадаешь в карточку с деталями, где есть название предмета, тема, оценки и комментарии от учителя.

Это тоже была одна из потребностей школьников — видеть всю важную информацию в одном месте. Данные приходят из бэкенда — из электронного журнала edu.tatar.ru.

Домашняя работа

Во время исследований мы поняли, что ребята по-разному подходят к выполнению заданий. Поэтому реализовали несколько вариантов работы с домашней работой.

Для тех, кто приходит и делает всё сразу, — виджет с напоминанием на главной странице.

И чек-лист для тех, кто выполняет задания по чуть-чуть. Многие ребята пытаются визуально разграничить, что уже сделано. Например, раскладывают учебники по стопкам или отмечают на листочке.

Успеваемость

В разделе с успеваемостью школьник может просмотреть средний балл по предмету за разные учебные периоды. А также его динамику: то, как повлияла последняя полученная оценка на общий балл.

Нажав на предмет, ребёнок попадает в подробную успеваемость по нему. Помимо этого, у школьника есть возможность посмотреть свою итоговую успеваемость по четвертям или по триместрам.

Приложение общается со своим пользователем<br>
Приложение общается со своим пользователем

Для работы мы привлекали экспертов и психологов. С их помощью проверяли гипотезы, которые относились к работе с мотивацией. Например, это как раз были подбадривающие фразы: «так держать», «ты можешь лучше» и т. д.

Для детей важен индивидуальный подход. Например, ребёнок, который учится на пятерки, и ребёнок, часто получающий низкий балл, по-разному будут реагировать на оценку «четыре». В одном случае нам важно поддержать школьника, сказав, что нужно приложить немного усилий и всё обязательно получится. И в то же время похвалить второго — он и так уже сделал много и достиг для себя хорошего результата.

Марина Щербань
бизнес-аналитик, INTOLAB by red_mad_robot

Консультации с психологами и экспертами из сферы образования

Параллельно с запуском первого релиза мы стали прорабатывать идеи на второй. Именно на него ушла проработка большинства фичей с мотивацией и поддержкой.

Здесь эксперты плотно включились в работу. Например, специалист по геймификации Илья Курылёв помогал нам составлять вопросы и задавать их в чате со школьниками. Так мы смогли быстро проверить гипотезы, фактически без привлечения разработчиков.

С помощью интерактивного чат-бота «Разговор с космонавтом» удалось расспросить школьников о том, как проходит их обычный день в школе, про нагрузку и домашние задания, олимпиады и секции. Главным героем в разговоре был космонавт, который общался с ребятами каждую неделю на привычном для них языке. Большинство ответов были развёрнутые, школьники искренне делились тем, что их беспокоит и радует.

Илья Курылёв
основатель студии «Gamification Now», эксперт по геймификации
Эксперты проекта<br>
Эксперты проекта

Помощь экспертов также была нужна, чтобы не сформировать ложные представления об учёбе и жизни. Это особенно было заметно во время проектирования системы награждения. Пришлось даже отказаться от некоторых идей.

Например, фичу «цель по оценке» реализовывать не стали. А мысль была такая: школьник указывает, какой балл он хотел бы получить по предмету в четверти или в триместре. На основе прошлых оценок сервис выдает подсказки: сколько и каких оценок нужно ещё получить, чтобы в итоге вышел желаемый балл.

Но здесь мы как раз и столкнулись с подменой внутренней мотивации внешней. Ребёнок не думает о том, что ему нужно разобраться в теме урока и приобрести какой-то навык, а уходит в «достигаторство» и получение баллов для галочки.

Кроме того, долгосрочное планирование у молодых ребят — отдельная тема.

Психологи объяснили нам, что дети не очень хорошо умеют строить планы на длинную дистанцию. Это буквально связано с физическим развитием головного мозга: в молодом организме не сформированы ещё те участки, которые отвечают за дальновидность действий. Поэтому лучше ставить школьникам более близкие цели, которые они могут выполнить в краткосрочной перспективе.

Денис Гомес
арт-директор дизайн направления Futura by red_mad_robot

Планы на второй релиз

Несколько слов об одной из возможностей, которая находится в проработке. Пока всё в стадии гипотезы и требует более детальной работы с экспертами, но рассказать о планах уже можем.

Бортовой журнал или дайджест успехов

Это персональная сводка новостей по достижениям. «Хорошая неделя» — сообщает сервис или «Неделя без троек». Внутри средний балл, предметы, по которым было больше всего успехов, а также моменты, на которые стоит обратить внимание.

После того, как ученик просмотрит дайджест, «Я — школьник» предлагает заполнить что-то вроде «дневника настроения». Ребёнок может отметить, как он себя чувствовал и какие навыки помогли ему справиться с задачами на этой неделе.

Идея «бортового журнала» в том, чтобы школьник в краткосрочном периоде видел свои изменения, замечая позитивные моменты. Это к вопросу о том, что ребёнку нужны быстрые результаты, чтобы не терять мотивацию.

С помощью дайджеста ученик получит много обратной связи о том, как у него дела. И в том числе будет учиться давать её сам себе. «Дневник» через простые вопросы и шаги прививает навык самоанализа, ощущения своих сильных и слабых сторон, понимания, что получается и почему.

Дальше в планах развивать и строить геймифицированную систему «прокачки». Чтобы ребёнок в школе не просто получал оценки, а через свой опыт, поступки, успехи и ошибки — осознавал себя и влиял на своё развитие. Это требует коммуникации с подведением итогов, и эту задачу по плану должен закрывать «дайджест».

Это всё о том, чтобы научить детей оценивать свои навыки, смотреть, в каком направлении им хочется развиваться, подсказывать, чего им для этого не хватает. Подсказывать, что нужно пробовать что-то новое, чтобы они не боялись ошибаться и при этом анализировали, понимали, какие это у них вызывает эмоции, и чувствовали, зачем они делают ту или иную вещь.

Марина Щербань
бизнес-аналитик, INTOLAB by red_mad_robot

Полный дизайн-кейс на Behance.

Как татарский язык сделал всё лучше

В процессе разработки команда клиента попросила добавить возможность переключения на татарский язык. Тут стоит сказать, что во время исследований такая потребность у школьников не прослеживалась.

Адаптация интерфейса под другой язык — довольно непростая задача. Как с точки зрения реализации, так и с точки зрения дизайна (длина слов обычно различается). Но мы привлекли переводчиков и сделали это незадолго до релиза. И не зря. После запуска ребята неоднократно отмечали пользу этой фичи в сторах.

Эта ситуация — важный инсайт для нас и работа над ошибками. Во время исследований большая часть учеников была из крупных городов региона. У городских школьников не было ярко выраженного желания в работе с приложением на татарском. Но ребята из сёл и деревень чаще говорят именно на родном языке. Поэтому опыт на будущее — выборку нужно делать максимально равномерную.

Как строилась работа, чтобы всё успеть

Фактически команда клиента была интегрирована в нашу команду. Совместно мы постоянно проводили сессии по потребностям школьников, поиску и отсеву идей, формированию бэклога и удержанию проекта в рамках MVP.

Руководитель продукта Булат Габдрахманов и бизнес-аналитик Адиля Евсигнеева из Центра цифровой трансформации Республики Татарстан выстраивали коммуникации с конечными пользователями, проводили первичную аналитику, описывали текущие процессы и системы, а также участвовали в креативных сессиях.

Вместе мы исследовали предметную область: разговаривали с учителями, руководителями кружков и преподавателями из разных регионов Татарстана.

Вся работа стартовала в пандемию, но у нас и без этого была распределённая команда: часть находилась в Татарстане, в том числе и бэкенд клиента, мобильная разработка в Петербурге, а команда проектирования в Москве. Чтобы слаженно запустить работу, в начале мы провели общую встречу: рассказали про цели, задачи и ценность продукта для нашего пользователя. Это помогло погрузить общую команду в один контекст.

Затем наметили процесс «от и до», по которому дальше все шли. Старались его придерживаться, а если отклонялись, то выясняли, почему и что можно сделать. Один из инструментов, который использовали для упорядочивания работы, — это Agile-инструмент спринт-пульс.

После подключения команды разработки, нам нужно было отладить процесс так, чтобы с одной стороны дизайнеры успевали проектировать новые экраны, а с другой — у технической команды был материал для текущей работы и уже какой-то задел на перспективу. Мы наложили на наш процесс стандартный спринт-пульс, и в рамках него уже у дизайнеров были свои вехи и работы, которые они должны были выполнить, а у разработчиков свои. А ещё со стороны разработки была Delivery-менеджер Лена, которая помогла настроить коммуникацию и работу в Jira.

Самат Хакимов
менеджер проектов INTOLAB by red_mad_robot

Ежедневные встречи помогали не отклоняться от плана. Команда была большая, поэтому за таймингом строго следили, чтобы дискуссия не расползалась. Обсуждали, у кого какие задачи, что получилось, что не получилось, а уже после собирались группами «по интересам», для того чтобы решать вопросы точечно.

Итоги и результаты

В прошлом году сервис стал лауреатом «Золотого приложения» в трёх номинациях: за лучшую идею, дизайн и юзабилити.

В 2021 году получил ещё три награды Tagline Awards в номинациях «Лучшее государственное приложение», «Лучшее MVP мобильного приложения», а также премию в народном голосовании. А совсем недавно получил бронзу на международном конкурсе European Design Awards в номинации «Лучший интерфейс».

Сейчас у приложения 51 000 скачиваний, показатель DAU и MAU 14 888 и 24 012 соответственно. Привязанность к сервису (процент пользователей, использующих приложение ежедневно в течение месяца) ~ 62%, и это одна из основных метрик для подобных приложений (для социальных сетей эта метрика считается успешной, если больше 50%). На данный момент идёт рост с небольшой, но довольно регулярной динамикой.

Самат Хакимов
менеджер проектов INTOLAB by red_mad_robot
Пару раз плохие оценки ставили за то, что сервисом нельзя пользоваться школьникам не из Татарстана<br>
Пару раз плохие оценки ставили за то, что сервисом нельзя пользоваться школьникам не из Татарстана

Мы запускали приложение, прежде всего, для самих школьников, поэтому для нас с командой разработки было максимально важно на протяжении всего процесса напрямую общаться с ребятами. Онлайн- и офлайн-встречи, совместные воркшопы — все было направлено на то, чтобы понять, что сегодня нужно современному школьнику и что мы, как государство, можем сделать, для того чтобы его школьная жизнь была удобнее и продуктивнее.
Запущенная нами первая версия приложения получила хороший отклик у ребят. Мы увидели первоначальные результаты и поняли, что движемся в верном направлении. Наша команда планирует продолжить активно работать над созданием новых фишек в «Я — школьнике», чтобы сервис стал еще полезнее для ребят. Например, есть идея включить в приложение возможность связи со школьным психологом, а также возможность уведомлять учащихся о различных активностях, проходящих в Татарстане, на основе интересов каждого конкретного школьника. Так дети смогут реализоваться не только в обучении, но и во внеклассной деятельности.
Конечно, у нас много планов касаемо приложения. Уверен, правильно применяя методологию создания продуктов, которая нам теперь хорошо знакома, мы сумеем последовательно сделать «Я — школьник» настоящим цифровым помощником для ребят.

Айрат Хайруллин
Министр цифрового развития Республики Татарстан

Приложение доступно в App Store и Google Play. Полноценно использовать его могут только школьники Татарстана, но оценить онбординг могут все.

Благодарим команду дизайнеров Futura by red_mad_robot, команду разработки red_mad_robot SPB и цифровую команду Татарстана за активное участие в проекте и поддержку!

Наша рассылка
В ней только самое важное: новости, кейсы, немного аналитики. Присылаем два раза в месяц.
Политика обработки персональных данных
По вопросам работы с персональными данными и подписками пишите на [email protected]
© red_mad_robot, 2008— 
Сделано роботами для людей
Разработка —