Почему некоторые компании в кризис растут, а другие сворачиваются? Причин может быть много — кто-то банально не справился с обязательствами перед кредиторами, кто-то был зависим от зарубежных поставщиков, которые покинули российский рынок.
Мы в компании сформулировали для себя важное условие, без которого остаться на плаву в кризис не получится, даже при наличии значительных финансовых запасов, — прокачанная коллективная «мышца» инноваций. Её наличие зависит от того, насколько внимательно команда подходила к проработке кризисных ситуаций в спокойное время и училась лавировать в них.
Сильные лидеры в ситуации неопределённости отбрасывают проекты, которые потеряли актуальность, как ненужный груз. Но не для того, чтобы сэкономить деньги, а чтобы инвестировать их в те направления, которые с большей вероятностью будут работать прямо сейчас. Именно поэтому мы в компании увеличили бюджет на внедрение инноваций и освоение новых рынков в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом.
Однако инновационное мышление не может быть насаждено сотрудникам топ-менеджментом. Заставить человека сделать хорошо то, что он никогда раньше не делал, невозможно. Именно поэтому нужно действовать ровно наоборот: команда должна получить ещё больше денег и свободы в принятии решений, чем до кризиса. Когда человек получает свободу творчества, он может найти принципиально новое решение проблемы.
Сохранять эффективный подход к управлению в период экономической нестабильности помогут принципы зонирования, которые описал Джеффри Мур в книге «Зона победы». Согласно теории Мура, эффективная структура компании включает несколько зон: основного производства, продуктивности, инкубации и трансформации.
О двух наиболее актуальных в кризис зонах — продуктивности и инкубации — читайте в продолжении статьи на «РБК Pro». Подписка платная, но мы вас предупредили.