Банки потеряли монополию на финансовые услуги: сегодня тот, кто владеет первой точкой контакта с аудиторией, и есть «банк». Бигтехи — телеком, e-commerce, соцсети — это те компании, которые чаще всего взаимодействуют с людьми и у которых больше всего информации о клиентах, их поведении и предпочтениях. Неудивительно, что они активно встраивают финансовые функции в ежедневные пользовательские сценарии.
Платформы конкурируют за время клиента и количество задач, которые можно решить самым быстрым и удобным способом, не выходя из приложения или экосистемы. Разберёмся, какими способами можно удержать пользователя, взяв на себя те или иные функции банка.
Зачем бигтех идёт в финтех
Завоевание рынка финтех-услуг крупными ИТ-компаниями, которые не относятся к финансовым организациям, — это новинка последних трёх-пяти лет. При этом уже в 2018 году из всей выручки ведущих бигтехов, включая Amazon, Alibaba, Apple и Facebook, на финансовые сервисы приходилось 11,3%.
Основное преимущество этих компаний перед традиционными банками — это большое количество данных о пользователях, а также разнообразие сценариев, в которые можно встроить банковские инструменты. Также ИТ-компании часто обладают большей гибкостью, чем банки, и меньше зарегулированы со стороны государства. А ещё они имеют возможность брать за свои финансовые услуги меньше денег — это может снижать рентабельность, зато помогает выиграть конкуренцию с банками и в конечном итоге позитивно влияет на доходы от основного бизнеса.
Первым шагом в мир финтеха для бигтехов были платёжные услуги. Это были вспомогательные сервисы, которые позволяли бизнесу более удобно вести дела на площадке, — например, оплачивать рекламу или заниматься онлайн-продажами. В Китае за счёт корпорации Alibaba бигтех быстро завоёвывал сферу платёжных сервисов: уже в 2017 году на такие компании приходилось мобильных платежей на сумму, равную 16% ВВП. Для сравнения, в США в тот же период этот показатель составлял около 0,5% ВВП.
Сферу финансовых услуг могут осваивать и не совсем традиционные игроки. Долгое время на рынке мобильных платёжных сервисов США лидировало приложение кофейной сети Starbucks — какое-то время оно обгоняло по количеству пользователей Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay, а сейчас уступает только Apple Pay. Если офлайн-сеть встроила в свою систему лояльности собственный цифровой платёжный сервис, которым пользуется более 30 млн американцев, то что мешает ИТ-компаниям делать то же самое?
В России цифровые финансовые услуги активно внедряют бигтехи, ритейлеры и даже компании, значительная часть деятельности которых приходится на офлайн. Например, логистическая компания СДЭК сделала собственный платёжный сервис CDEK Pay: он включает интернет-эквайринг, онлайн- и офлайн-оплату через СБП, онлайн-кассу. В 2022 году сервисом пользовались 85% франчайзи СДЭК, оборот составил почти 10 млрд рублей. И, конечно, есть финтех-решение у «Яндекса»: ИТ-гигант создал сервис Yandex Pay, к которому можно привязать свои карты Visa, Mastercard и МИР в своём едином Яндекс ID — и платить ими везде, где принимают этот вид оплаты. Удобен Yandex Pay и для бизнеса: если человек оплачивает свою покупку в интернет-магазине с помощью этого решения, ему не нужно заполнять адрес и данные карты — а это значит меньше «брошенных» корзин, выше конверсия. Интеграция с «Яндекс.Доставкой» и «Яндекс.Плюсом» даёт дополнительные преимущества обеим сторонам сделки.
Но платёжные услуги — это, конечно, не всё, что могут сделать бигтехи и другие нефинансовые организации в сфере финтеха. Многие идут так далеко, что создают на основе своей инфраструктуры собственные кредитные организации. На самых развитых в этой сфере рынках, таких как Китай, США, Индия и Россия, на долю финтех- и бигтех-банков приходится уже около 0,5-2% всех выданных кредитов. Причём, по данным на 2019 год, доля именно бигтеха в общей сумме «альтернативного» кредитования сильно превысила «чистый» финтех и составила более двух третей.
Среди примеров таких решений — необанк NUUM от МТС. Это банк для геймеров, где можно выпускать виртуальные карты и накапливать бонусы. Их пользователи могут тратить на игры для ПК, приставок и смартфонов. У МТС также есть сервис «МТС Банк», который предоставляет инструменты традиционных банков: можно выпустить дебетовую, кредитную карту, положить деньги на вклад или взять ипотеку — причём для представителей ИТ-сферы будут свои, льготные условия.
Свои банковские решения есть у всех трёх крупнейших маркетплейсов — «Яндекс Банк», «Озон Банк» и «Вайлдберриз Банк». Пока все три работают в убыток — прибыль по итогам 2022 года у них составила −608 млн, −196 млн и −8,9 млн рублей соответственно. Хотя «Вайлдберриз Банк» выглядит успешнее финансово, заметнее на рынке банки «Яндекса» и Ozon.
Группа «Самолёт», крупный российский застройщик, планирует трансформироваться в проптех-компанию — то есть объединить в одной экосистеме решения по работе с недвижимостью и финтех-услуги. В планах — собственный цифровой банк, программа лояльности на основе виртуальной карты, решения для удобной оплаты ЖКХ, страховые сервисы, услуги для инвесторов и даже возможность аренды квартиры с последующим выкупом. В дальнейшем, как считают в компании, свой банк позволит выйти и на другие потребительские рынки и расширить сферу деятельности.
***
Об эволюции BaaS и запуске финтех-продукта по этой модели читайте в продолжении статьи на РБК Pro. Подписка платная, но мы вас предупредили.