События месяца
1_
Мир продолжает «пробовать» CBDC. ЦБ Таиланда и банк SCB разработали приложение для цифрового бата. К 2030 году в мире может появиться до 15 розничных CBDC. По данным Atlantic Council, уже 11 стран в мире запустили цифровую валюту. Параллельно корейские банки Hana Bank и Woori Bank изучают возможные альтернативы CBDC — токены депозитных сертификатов (CD-токены).
2_
«Дивный DeFi-мир». Еврокомиссия утвердила стратегию по Web 4.0 и виртуальным мирам. С другой стороны, Deloitte и Chainalysis будут помогать ориентироваться в ландшафте ЦФА и соблюдать требования законодательства, предлагая специальные аналитические инструменты. В Google Play были введены новые правила, позволяющие разработчикам интегрировать ЦФА в приложения и игры. А Совет по финансовой стабильности призвал к ужесточению регулирования криптовалют.
3_
Внедрения ИИ. JP Morgan инвестировал в Tifin AI — ИИ-стартап по управлению капиталом. Visa тестирует ИИ-систему RTP Prevent для обнаружения фрода в платежах. Mastercard также тестирует похожую ИИ-систему. Американские банки лидируют в гонке ИИ-трансформации.
4_
Банки будущего. В США появилась «своя СБП» — сервис мгновенных платежей FedNow, который запустила ФРС. А крупный японский банк MUFG готовится использовать квантовые вычисления в своих операциях.
Рынок платежей в сфере авто имеет серьёзный потенциал развития
Рынок ускоряется
Платежи в авто — относительно новый платёжный канал, но ежегодно на рынок выходит всё больше connected cars. McKinsey считает, что к 2030 году 95% новых авто будут иметь доступ в сеть. При этом в недавнем исследовании Research and Markets отмечается, что к 2026 году рост числа транзакций в автомобилях превысит 5 млрд. А Ptolemus Consulting Group прогнозирует, что рынок платежей в connected cars к 2030 году составит почти $600 млрд. Это становится возможным в том числе благодаря расширению присутствия бигтехов в этом сегменте — Amazon Pay, Google Pay, AliPay и т. д. Улучшение технологического ландшафта, массовая цифровизация и изменение потребительских предпочтений помогают сектору развиваться.
Что происходит сегодня
Всё чаще можно встретить случаи разработок и внедрения сервисов платежей в сферу авто. Как правило, такими продуктами занимаются автоконцерны, международные платёжные системы и платёжные финтех-стартапы. Ожидается, что крупные игроки в автомобильной сфере в партнёрстве с технологическими компаниями совершат несколько прорывов, которые проложат новый путь роста для рынка платежей в авто в долгосрочной перспективе.
Например, в июле компания Car IQ заключила парнёрство с Visa для распространения своего решения Car IQ Pay Vehicle Wallet на connected cars. Оно позволит автовладельцам напрямую совершать сделки с Visa и предоставит возможность получать контекстные рекомендации и персонализированные предложения или награды.
Mercedes идёт дальше. Немецкий автоконцерн планирует позволить водителям авто E-класса использовать NFT, интегрировав в машины криптокошельки. А в одном из наших прошлых дайджестов мы упоминали о разработке Parkopedia и Volkswagen.
Россия не остаётся в стороне от connected car payments
В начале августа «Тинькофф Авто» заявил, что планирует развивать платёжные решения для авторынка. Компания объявила о парнёрстве с российским брендом электрокаров «АТОМ». Банковская организация будет, например, разрабатывать маркетплейс, который поможет водителю решать практические финансовые вопросы — от страховки EV до бронирования столика в кафе.
Стартапы месяца: Sav и Translucent
Sav — Save Now, Pay Later (SNPL)
Стартап из ОАЭ развивает сервис, который способствует дисциплинированному подходу к сбережениям. Компания продвигает идею «сберегай сейчас, плати потом», создавая альтернативу тренду «купи сейчас, заплати позже», и побуждает пользователей развивать рациональные отношения с деньгами и ответственно планировать расходы. Например, сервис поощряет пользователей к раннему накоплению для достижения определённой финансовой цели, предлагая денежные награды, когда цели достигнуты. Наградами могут выступать скидки на товары и услуги — например, 5–15% на путешествия и 3–12% на электронику.
Сейчас Sav насчитывает более 45 тыс. пользователей. Сервис выделяет три основные категории сбережений — путешествия, дом и мебель и образование. На них приходится почти 60% от всех целей сбережений.
Translucent — суперапп для финансового директора
Британский стартап развивает платформу, которая интегрируется с несколькими системами бухучёта (Xero, Sage и Netsuite), создавая единую систему для финансовых директоров, ведущих учёт по нескольким предприятиям, которые могут входить в какую-либо группу компаний. Специалисты получают возможность находить и агрегировать все данные группы компаний в одном месте и формировать отчётность на их основе. В марте 2023 года компания привлекла £2.7 млн от Wise и LocalGlobe.
Последние лонгриды
1. Цифровые валюты в странах БРИКС / SK Fintech Hub.
2. GenAI в финансовых продуктах и услугах / Bain Capital Ventures.
3. Анализ глобального финтех-рынка в H1’2023 / KPMG.
4. Цифровое будущее финансовых активов / ТеДо.
5. Будущее банкинга / LTIMindtree.
6. Как ближневосточные банки создают гиперперсонализированный цифровой банковский опыт / CIO.