Написать нам
Меню
Наши юниты
NDT+hitchSolveryCoMind
Связь с нами
IG: @red_mad_robot
FB, Li и другие:/redmadrobot

Назад к главному

Какие барьеры стоят на пути развития рынка электрокаров в России

По прогнозам правительства доля рынка электромобилей к 2030 году должна была увеличиться c 0,04% до 15%. Санкции отсрочили этот момент на 5–7 лет. Как теперь будет развиваться отрасль — рассказывает Игорь Епанешников, руководитель аналитического центра red_mad_robot.

Ситуация на рынке сегодня

К 2021 году количество электромобилей в мире достигло 16,5 млн. Результаты за 2022-й пока не подсчитаны, но ожидается, что к концу года их стало около 27 млн. Автопроизводители активно объявляли о скорой полной замене авто на ДВС в пользу электрокаров: VW, BMW, Mercedes, Toyota предлагали клиентам новые функции и расширяли модельный ряд.

В августе 2021 года правительство утвердило концепцию по развитию производства и использования электрического автотранспорта до 2030 года. Согласно ей, к этому времени электрокары должны занять до 15% российского автомобильного рынка.

План рассчитывали реализовать в три этапа:

  1. 1_

    До 2023 года. Пилотное производство электрокаров и освоение производства зарядных станций.

  2. 2_

    До 2025 года. Расширение модельного ряда электромобилей и локализация его комплектующих.

  3. 3_

    До 2030 года. Наращивание объёма выпуска электротранспорта и полная локализация производства.

События 2022 года перенесли сроки и внесли коррективы в способы реализации проекта. Акцент сместился на локализацию производства электромобилей при активной поддержке государства.

  1. 1_

    Компания «Рэнера» (дочерняя компания «Росатома») совместно с «Автотором» планирует производить литий-ионные ячейки и полноценные аккумуляторные батареи для электрокаров на новом заводе в Калининградской области. Заработать он должен в 2025 году. Первые образцы уже выпущены, а полностью завершить процесс локализации планируется к 2030 году.

  2. 2_

    «КамАЗ» и власти Москвы инвестируют 5 млрд рублей в развитие завода «Москвич» (ранее — «Рено Россия»). Там планируют выпускать электромобили на базе разработок стартапа «Кама», который в августе 2022 года открыл офис в Китае.

  3. 3_

    Производство электромобиля «Кама» может начаться в 2024 году.

Продажи новых автомобилей в России рухнули по сравнению с 2021 годом: в период с января по ноябрь 2022 в стране продано на 58,8% меньше, чем за 11 месяцев прошлого года. Производство также затруднено из-за санкций и нехватки комплектующих.

Поэтому реальность расходится с планами, хотя электрокары проектируют несколько предприятий — автозавод «КамАЗ», военный завод «Алмаз-Антей», концерн «Калашников». Исключение — автозавод ГАЗ, который уже поставил на конвейер сразу несколько модификаций электрической «Газели». Но это не легковой, а коммерческий транспорт. Сегодня в России есть один серийно выпускаемый автомобиль — Evolute.

Барьеры развития и помощь Китая

Развитие российского рынка электромобилей также блокируют высокие цены на комплектующие, недостатки инфраструктуры и отсутствие профессионального сервиса. В конце июля 2022 года по всей стране насчитывалось всего около 1600 зарядных станций для электрокаров — преимущественно в крупных городах.

Закономерным сейчас кажется сотрудничество с Китаем — он лидер по экспорту электромобилей. В 2022 году в стране продали 3,5 млн электрокаров — это больше, чем во всём остальном мире. Кроме того, в Китае находятся четыре из десяти крупнейших мировых производителей аккумуляторов.

Прогнозы развития

Несмотря на то что в России нет массового рынка электромобилей и недостаточно зарядок для них, интерес россиян и продажи электрокаров растут. По данным «Автостата», в 2021 году в стране было продано 9070 подержанных электромобилей, а это на 69% больше, чем в 2020-м. А в феврале 2022 года россияне приобрели в 3,8 раза больше электромобилей, чем годом ранее.

До 2022-го бывшие в употреблении электрокары не облагались пошлиной — сегодня она составляет 15%, но всё равно существенно меньше, чем на авто с ДВС (здесь около 50%). Поэтому спрос на подержанные электромобили пока выше спроса на новые.

В то же время государство активно поддерживает выпуск экологичного транспорта и готово выделять субсидии на его покупку. Минпромторг запустил программу поддержки спроса на российские машины со скидкой на электромобили в 35%. Сейчас под скидку попадает только Evolute, презентованный в 2022 году, — это модификация китайского Dongfeng, который будут собирать на липецком заводе «Моторинвест». Государство субсидирует 925 тыс. рублей на покупку электромобиля.

Основная задача государства сейчас — работать в связке с частным бизнесом для привлечения инвестиций в отрасль, чтобы впоследствии локализовать выпуск электрокаров в России.

Если говорить о возможных событиях рынка, то сейчас льготы и преференции для электрокаров действуют в разных странах. Но как только количество электрокаров превысит критическую массу автопарка страны или мегаполиса, то они станут упраздняться. В результате это может привести к превышению налогов на электромобили в сравнении с налогами и сборами на ДВС сейчас.

Однако, пока они действуют, будущее с электромобилями представляется неизбежным: в Европе это может случиться к 2035–2045 гг. В России позднее — 2050–2060 гг.

Материал был подготовлен для РБК.Тренды.

Наша рассылка
В ней только самое важное: новости, кейсы, немного аналитики. Присылаем два раза в месяц.
Политика обработки персональных данных
По вопросам работы с персональными данными и подписками пишите на [email protected]
© red_mad_robot, 2008— 
Сделано роботами для людей
Разработка —