Назад к главному

Как выстроить процесс проектирования дизайна цифрового продукта с нуля

Руководитель дизайн-отдела red_mad_robot Оля Сартакова собрала гайд по разработке цифрового продукта и объяснила, какую роль в этой работе играет дизайн-команда. Делимся главными фрагментами из материалов, подготовленных для «РБК Pro».

Ольга Сартакова
руководитель дизайн-практики red_mad_robot
Гайд будет полезен арт-директорам, старшим дизайнерам, дизайн-менеджерам и руководителям проектов.

Создание цифрового продукта делится на четыре основных этапа:

  1. 1_

    Формирование команды и определение целей проекта.

  2. 2_

    Исследование рынка и ЦА.

  3. 3_

    Проектирование продукта.

  4. 4_

    Финальная разработка и тестирование.

Эти процессы актуальны для аутсорсинга, но принципы, которыми мы руководствуемся, — универсальны.

Командная работа

Работа над проектом начинается с подбора команды специалистов и переговоров с клиентом. Так мы выясняем цели, которых нужно достичь.

Когда к нам обращается новый клиент, работу с ним начинают аккаунт-менеджер и менеджер проекта. Им помогают аналитик рынка, бизнес-аналитик, арт-директор и технические специалисты.

Ольга Сартакова
руководитель дизайн-отдела red_mad_robot

После первого этапа переговоров и брифинга мы выходим к клиенту с конкретным коммерческим предложением. В него включается целевой результат, состав работ и план проекта, сроки и стоимость финальной реализации. Одновременно с подписанием документов начинается подбор специалистов с нужными компетенциями:

  • команда менеджеров,

  • команда проектирования,

  • команда разработки,

  • команда сопровождения и развития.

О том, как проводить переговоры с клиентом, сколько закладывать времени на этапы и какие цели важно отображать в каждой подзадаче, можно прочитать здесь.

Время исследований

Без исследований невозможно понять потребности целевой аудитории, а значит, и создать успешный продукт. Ресёрч делится на три главных этапа:

Изучение предметной области и продукта

Сюда входят интервью с экспертами со стороны клиента, работа с независимыми специалистами, анализ продукта и обратная связь от пользователей. На этом этапе мы формируем гипотезы о том, как улучшить UX.

Исследование рынка

Здесь мы анализируем конкурентов: составляем список функций и разбираемся, как пользовательские сценарии реализованы в других приложениях. Результат исследования фиксируется в отчёте по трендам рынка и обзоре экспериментов.

Работа с целевой аудиторией

Этот шаг помогает понять, какую ценность должен приносить продукт, чтобы привлечь пользователей. На этом этапе мы составляем портреты представителей разных групп ЦА, перечень задач, которые может выполнить продукт, и описание текущих пользовательских сценариев.

Во время исследовательской работы формируются гипотезы, которые нужно проверить. Это могут быть наблюдения, глубинные интервью или опросы. На основе полученной информации создаётся ценностное предложение нового продукта.

В разных ситуациях мы пользуемся различными методологиями, но чаще всего применяем Jobs To Be Done или её упрощённый вид — Job Stories, карту эмпатии, Customer Journey Map и Service Blueprint.

Ольга Сартакова
руководитель дизайн-практики red_mad_robot

Об особенностях каждой системы, техническом аудите и систематизации полученной во время исследований информации можно прочитать тут.

Проектирование продукта

После исследований можно приступать к самому интересному — проработке концепции и проектированию продукта. Для решения первой задачи мы устраиваем совместный воркшоп с командой клиента: такой формат помогает собрать максимальное количество разноплановых идей о ценностном предложении и функциональном составе продукта.

Подсказка: специалистам будет интереснее работать над продуктом, если они были его соавторами с самого начала.

На основе совместного брейншторма формируются гипотезы, которые затем проверяются цифровыми маркетинговыми тестами и решенческими интервью. Также на этом этапе к работе подключаются аналитики — они выбирают бизнес-модель продукта, делают предварительный расчёт юнит-экономики и описывают бизнес-процессы.

Определившись со всеми задачами, можно переходить к проектированию структуры продукта. Обычно это делается в виде карты экранов или карты переходов. Когда дизайн интерфейса согласован с клиентом, арт-директор и дизайнеры приступают к отрисовке основного сценария на уровне вайрфреймов.

О детальном выстраивании работы над проектированием, задачах каждого специалиста и создании визуальной концепции читай в этой статье.

Разработка, тестирование и запуск

Обычно мы передаём дизайн-концепцию в разработку постепенно — по одному пользовательскому сценарию. Такой формат работы ускоряет этап тестирования. Дальше мы переходим к дизайну сценария — выявлению всех возможных ситуаций, в которых могут оказаться пользователи. Это могут быть контекст, устройство или, например, версия OC.

Когда всё готово, ещё раз отсматриваем дизайн и вычитываем требования вместе с разработчиками и тестировщикам. Если с их стороны нет комментариев, финально проверяем макеты с клиентом. Потом передаём материалы в разработку. Команда проектирования — аналитики и дизайнеры — следит за процессом и параллельно трудится над следующим сценарием.

Ольга Сартакова
руководитель дизайн-практики red_mad_robot

После завершения всех работ на этом этапе создания продукта важно проверить финальную реализацию, то есть добиться того, чтобы продукт работал и выглядел так, как его задумала команда проектирования.

О том, как вывести продукт на рынок и продолжить его развивать, можно прочитать в заключительной части гайда от Оли Сартаковой.

Наша рассылка
В ней только самое важное: новости, кейсы, немного аналитики. Присылаем два раза в месяц.