Назад к главному

Как найти идею: 7 инструментов для создания рабочих гипотез

Рассказываем про креативные методологии, которые помогут найти и доработать идею, решить проблемы продукта на разных уровнях, а в некоторых случаях даже придумать новый проект.

Мы уже не раз рассказывали о дизайн-марафоне — мероприятии, где дизайн-команды за несколько дней придумывают идеи, создают и тестируют прототипы продукта. Марафон позволяет нагенерировать множество гипотез и сэкономить время и деньги на тестировании.

В этой статье мы сфокусировались на этапе создания идей: делимся креативными методологиями, которые используем в дизайн-марафоне. Эти инструменты помогут начать думать нелинейно, что в свою очередь способствует поиску прорывных решений.

Методологии и механики подойдут командам и людям, у которых есть задача разработать что-то новое: сервис, продукт, фичу и т. д.

Один из наших марафонов мы проводили с «Альфа-Банком», и все методологии для статьи взяты из него. Штормили онлайн, а использовали Miro (там можно создавать бесконечные борды и работать всей командой) и Zoom для общения. Если встречаться офлайн, то подойдет обычная доска, бумажные стикеры, маркеры и ноутбуки. Хотя онлайн или офлайн делать это, как показала практика, особой разницы нет.

Встреча в Zoom. Из соцсетей Head of UX/UI «Альфа-Банка», Юрия Солодовникова

Мы адаптировались под онлайн-формат работы и не потеряли методики, которыми пользовались, собираясь на креативные сессии очно. Пожалуй, основной момент — это работа с новой командой. Управлять вниманием людей и держать их в фокусе задачи сложнее, когда вы находитесь по разные стороны мониторов. Но результат превзошел мои ожидания. Мы нашли много идей и смогли выйти за рамки очевидных решений.

Оля Акимова
арт-директор Redmadrobot

Используя этот набор методологий, вместе с командой «Альфа-Банка» мы придумали 76 идей для одного из продуктов банка. Потом ещё четыре прототипа нарисовали и потестировали на пользователях. Всё за пять дней. Но это уже другая история.

Проведение дизайн-спринтов и марафонов в «Альфе» — существующая практика после обновления команды дизайнеров цифровых продуктов в 2019 году. С red_mad_robot мы проводили марафон по поиску идей для создания интерфейса раздела витрины партнерских предложений в «Альфа-Мобайл». Марафон прошел, на наш взгляд, достаточно эффективно, часть гипотез подтвердилась и была взята в работу продуктовых команд. Как все мы знаем, пандемия коронавируса внесла изменения в формат бизнес-коммуникаций, и «Альфа-Банк» настроил процессы взаимодействия распределённых продуктовых команд и менеджмента. Уверен, что и в red_mad_robot за это время отточили онлайн-формат своих марафонов и сделали их максимально эффективными.

Юрий Солодовников
Head of UX/UI «Альфа-Банка»

Как провести воркшоп по созданию идей

Перед тем как включиться в работу по генерации идей, команду нужно синхронизировать. Все участники знакомятся и в течение нескольких часов обсуждают аудиторию, задачи бизнеса и пользователей, определяют цель: что хотят получить на выходе, критерии успеха и другие важные моменты.

Если захотите провести такой воркшоп у себя, то обязательно нужно уделить этому время, чтобы все находились в одном контексте.

После вгружения лучше всего провести разминку — важный этап для активности, где людям предстоит общаться и вместе что-то придумывать. Разминка помогает «убрать барьеры»: даёт команде непринуждённо поговорить о чём-то. Это настраивает атмосферу: участники считывают темперамент друг друга, все вместе смеются и расслабляются.

Разминка

Для марафона с «Альфа-Банком» мы использовали классическое упражнение Джоя Гилфорда на развитие дивергентного мышления. Это вопрос «Какие есть альтернативные способы использовать скрепку?». Скрепку можно заменить на что угодно: ножницы, стул, бумагу и т. д.

Тайминг — 5–10 минут.

Тут всё просто: задаёте вопрос команде и смотрите, что происходит. Только не затягивайте — не больше 15 минут, чтобы не потратить слишком много творческой энергии.

Мозги как пластилин: чем лучше разминаешь, тем легче тебе становится думать затем в процессе.

Евгений Бондарев
креативный директор дизайн-лаборатории red_mad_robot

Ещё варианты разминок:

  1. 1_

    «Цирк вверх дном» — упражнение, где о каком-то пространстве записывают стереотипы. Например, цирк — это купол, арена, торжественная музыка. Затем для каждого пункта нужно придумать противоположные значения: низкий потолок, сцена как в театре, вместо торжественной музыки джаз. Говорят, что именно так и был придуман Cirque du Soleil. Можно спрашивать про офис, школу, банк, магазин — что угодно.

  2. 2_

    «Менеджер — дизайнер — разработчик». Команда садится в круг. Каждому участнику выдают блокнот, где на бумаге написано какое-то слово. Они перелистывает страницу, рисуют, что написано, и передают блокнот дальше по кругу. Следующий участник должен написать, что нарисовано, и передать дальше. Так, пока круг не закончится. Разрешается смотреть только последнюю страницу, на которой писал или рисовал предыдущий участник. Обычно выходит, что начинали, например, со слова «розетка», а закончили «ванной». Помимо хорошего настроения, есть и мораль — работая большой командой над проектом, нужно не забывать возвращаться к первоначальной задаче.

С разминки можно начать не только воркшоп, но и любое мероприятие, где важно настроить команду на правильный лад и познакомить друг с другом. Больше разминок ищите на ресурсах Hyper Island и Creativity.

Карта эмпатии: погружаемся в мир пользователя

Проектируя продукт или сервис, важно понимать, от кого происходит спрос. Для этого после разминки переходим к изучению своего пользователя.

Отличный инструмент для этого — карта эмпатии. Она помогает понять, в каком контексте находится наш клиент. Карта позволяет начать испытывать эмпатию или сопереживать пользователю. На эту карту можно посмотреть ближе

Вставая на место клиента, можно узнать глубже, что он чувствует, хочет, опасается, как потребляет контент и т. д. Упражнение помогает команде думать в одном направлении, когда она работает над продуктом.

Обычно карты эмпатии разделены на четыре квадрата (говорит, думает, делает и чувствует), в центре которых находится клиент. Попросите команду описать свой опыт, но с точки зрения клиента, отвечая на вопросы в каждом из сегментов. На каждый из пунктов отводится не больше 5–7 минут. Важно, чтобы в команде был человек, который глубоко погружен в продукт и общался с вашей целевой аудиторией.

Результат: понимание потребностей и желаний пользователя, что им движет.

Тайминг: 40 минут составляем карту, 10 минут делимся инсайтами.

У команды перед глазами должен быть таймер, которому все следуют. Уходящее время — отличный мотиватор.

«Мир, в котором нас нет»: находим ценность продукта

Изучив потребности клиента, временно отложите их в сторону. Пора подумать о глобальном — о миссии и ценности продукта.

В их формулировке поможет методология «Мир, в котором нас нет». В течение пятнадцати минут команда рассуждает на тему «Если нашего сервиса/продукта не будет, то чего лишится мир?».

Допустим, у вас доставка еды для людей с заболеваниями ЖКТ. Чего лишится мир, в котором не будет такого сервиса?

  1. 1_

    Удобства. У людей с проблемами ЖКТ выбор небольшой — готовить самим или искать в популярных доставках безвредные для них блюда. А это долго и неудобно.

  2. 2_

    Безопасности. Съев что-то не то, человек может попасть в больницу, получить проблемы со здоровьем, потратить много времени и денег.

  3. 3_

    Пользы. Блюда, приготовленные с учётом особенностей организма, благотворно влияют на работу кишечника и улучшают состояние в целом.

Результат: помогает найти настоящую ценность продукта.

Тайминг: 15 минут.

Постарайтесь придумать как можно больше тезисов, а затем выделите один-три самых важных на ваш взгляд. Тут важно вкрутиться вглубь того, что вы делаете, поэтому избегайте общих ответов по типу «Мир лишится счастья, любви, денег» и прочих.

После этого упражнения сделайте десятиминутный перерыв. Небольшие остановки стоит делать примерно раз в час, и в это время «подкармливать» мозг: пить чай, кофе и перекусывать.

«Пять почему»: определяем потребность клиента

Ценность — мысль глобальная, нужно уточнять, идти от общего к частному. «Пять почему» позволит понять, что движет клиентом, когда он пользуется вашим сервисом/продуктом, и из этого могут появиться интересные задачи для проработки.

Используйте основную ценность из упражнения «Мир, в котором нас нет» и углубитесь в неё, пять раз задав вопрос «Почему?». Вопрос можно перефразировать, например, «Почему это важно?», «Почему им не всё равно?» и т. д.

Например, вы — сервис по продаже билетов и хотите узнать, почему вашему клиенту важно иметь возможность больше путешествовать.

Разбиваем на пять почему:

  • «Я хочу больше путешествовать» → Почему?

  •  «Чтобы посмотреть как можно больше новых мест» → Почему это важно?

  • «Хочу рассказать о них друзьям» → Почему важно рассказать друзьям?

  • «Чтобы быть интересным для них» → Почему это важно?

  • «Чтобы не чувствовать себя одиноким». 

Результат: настоящая потребность клиента, почему ему важен сервис/продукт. Обычно за 4–5 «почему» вскрываются глубокие эмоциональные вещи, как в случае примера, где путешествия приравниваются к «неодиночеству».

Тайминг: 30 минут

Job Story: понимаем ситуацию клиента

Погрузившись в ценность, пора доставать результаты из «карты эмпатии», где мы изучали контекст, в котором находится клиент. При соединении всего вместе получается знание, что это за человек, что происходит вокруг него и в какой ситуации ему нужна та ценность, которую мы предлагаем с помощью продукта.

Для этой задачи подойдет Job Story — популярный фреймворк из продуктового мира. По сути это формулировка проблемы таким образом, что в ней указан контекст, где она существует, сама потребность человека и его мотивация — почему он готов потратить время, чтобы её решить.

Структура Job Story:

  1. 1_

    Ситуация: контекст, в котором у человека возникает затруднение или проблема.

  2. 2_

    Мотивация: что должно произойти, чтобы человек избавился от проблемы?

  3. 3_

    Ожидаемый результат: почему или для чего человек хочет решить проблемы? Как его жизнь улучшиться, когда он найдёт решение?

Пример: представим, что вам нужно придумать удобный функционал для сотрудников автопарка. Собираем Job Story: я водитель-курьер, который развозит посылки. Когда утром я прихожу в автопарк и подхожу к своему авто, я хочу без проблем попасть внутрь, чтобы взять грузовик и начать работу.

Результат: тезисы, с которыми можно работать на брейншторме.

Тайминг: 60 минут.

После того как мы разобрались в потребностях пользователей, обозначили ценность продукта и задачи, которые предстоит решить, стоит сделать перерыв. Лучше на сутки, чтобы дать мозгу время отдохнуть и переварить новую информацию.

How Might We: формулируем вопрос

Передохнув и вернувшись в работу, вновь начинаем день с разминки. А после — брейншторм. Подготовиться к нему можно с помощью фреймворка How Might We — как мы можем. Он поможет переформулировать тезисы из предыдущего упражнения (Job Story) в вопрос.

Задача, поставленная в виде вопроса, лучше, чем утверждение. Мы живём в мире, в котором привыкли, что за вопросом следует ответ. Поэтому «Иди и сделай» не толкает на креатив. А вот вопрос «Как мы можем сделать что-то лучше?» интуитивно порождает в человеке творческий поиск.

Евгений Бондарев
креативный директор дизайн-лаборатории red_mad_robot

Как: берёте результаты (формулировки) из Job Story и прогоняете их через конструкцию «Как мы можем (действие кому и что), чтобы (что изменилось)?».

Пример: я водитель-курьер, который развозит посылки. Когда я прихожу в автопарк, я подхожу к своему авто. Я хочу без проблем попасть внутрь, чтобы взять грузовик и начать работу. → Как мы можем помочь водителю самостоятельно и быстро попасть в машину?

Результат: вопросы для брейншторма.

Тайминг: 10 минут.

Брейншторм: находим идеи

Чтобы провести брейншторм, перенесите на борд в Miro (или на физическую доску) вопросы из «Как мы можем». Сначала проведите десятиминутный «тихий брейншторм», где каждый член команды самостоятельно фиксирует свои мысли.

Во время брейншторма важно «стереть границы» между участниками, чтобы все стали равны: начальник и подчинённый, экстраверт и интроверт и т. д. Именно для этого включен этап «тихого брейншторма», чтобы каждый спокойно мог подумать и высказаться, бумага (и Miro) всё стерпит.

Затем можно начать делиться, используя подход «да, и…» — конструкция, помогающая докрутить идею. Например: «Да, это классная идея, и ещё к ней можно добавить возможность связаться в чате». Такая формулировка помогает «нарастить» целый снежный ком из идей и гипотез.

Вопросов на брейншторме может быть много. Если продолжать пример, то должно получиться что-то такое: «Как мы можем помочь водителю самостоятельно и быстро попасть в машину?».

  1. 1_

    Сделать магнитную карту, с помощью которой можно открыть грузовик.

  2. 2_

    Сделать систему на основе Bluetooth — например, водитель подходит к машине, оказывается в зоне действия системы, грузовик «узнаёт» его и открывает дверь.

  3. 3_

    Встроить в машину камеру с распознаванием лица, которая будет «видеть» подошедшего водителя и открывать дверной замок.

Результат: идеи, релевантные целевой аудитории.

Тайминг: 30 минут.

Поиск форм коммуникации и рождение новых форм (CRAFT)

Ещё одна методология, которая поможет набросать дополнительные идеи. Она отлично способствуют латеральному (нелинейному, нестандартному) мышлению.

CRAFT, или рождение новых форм. Её создал Василий Лебедев из школы креативного мышления «ИКРА». В 2017 году с помощью CRAFT школа «перепридумала» МЕГУ (внедряли ценность «гостеприимство»), каши для Danone Nutricia, «коллекцию любимых водителей» для «Яндекс.Такси».

На эту карту можно посмотреть ближе.

Поиск формы коммуникации. На стикеры нужно выписать максимальное количество форм взаимодействия в мире (как в цифровом, так и в физическом).

Например, торговый центр, соцсети, офис и т. д. Затем для каждой формы расписать активности взаимодействия: торговый центр — оплата картой, консультация с продавцом, выбор товара; соцсети — поставить лайк, написать комментарий, посмотреть сторис; офис — забронировать переговорную, приложить карту на входе и т. д.

Дальше берём пару форм коммуникаций из предыдущего упражнения и скрещиваем их. Например, что было бы, если в торговом центре можно было оставлять лайки и комментарии любимым магазинам? А в соцсетях иметь «переговорную» для пользователей из одной компании?

Больше всего мне понравился метод «рождение новых форм», когда скрещивают различные сферы друг с другом. В нашем случае это были взаимодействия человека в цифровом пространстве или в реальном мире с активностями внутри этих форм. Так, в нашей команде родилось множество интересных «единорогов» и «кентавров». Этот креативный метод скрещивания различных форм также используется в работе над айдентикой и брендингом, например в рисовании логотипов, упаковке или журнальной иллюстрации. Впервые этот метод я узнала, когда обучалась в БВШД на курсе графического дизайна. Далее уже сама использовала его в своих работах.

Юлия Тё
старший дизайнер red_mad_robot

Результат: дополнительные рабочие идеи.

Тайминг: 60 минут.

Итог

Проведя такую работу с методологиями, можно придумать действительно десятки крепких идей и гипотез. Проверено.

Следующие этапы — прототипирование (когда из идей были выбраны конкретные гипотезы) и тестирование.

Мы собрали шаблон в Miro, который можно использовать для креативного воркшопа, чтобы придумать множество идей для своего продукта. Чтобы забрать его себе, скачайте бэкап-файл и установите с помощью небольшой инструкции.

Что нужно для продуктивного воркшопа

  1. 1_

    Фасилитатор. Или же модератор — человек, который будет проводить через методологии, отвечать на вопросы, следить за временем и держать драйв. Без него команде легко потерять направление и настрой, а это может сказаться на финальном результате.

  2. 2_

    Ритм. Важно придерживаться тайминга, иметь расписание перед глазами, чтобы каждый знал, когда, например, будет перерыв. Фасилитатор должен поддерживать команды: проверять, как идет дело, включаться в работу, если происходит «пробуксовка», держать фокус на решении задач.

  3. 3_

    Люди. Креативный воркшоп и слово «принудительно» не совместимы. Поэтому берите тех, кто действительно хочет участвовать. Тогда у команды получится сделать что-то крутое. А вот всего один незамотивированный человек может «отравить» всю атмосферу.

  4. 4_

    Доверие. О том, что можно предлагать абсолютно любые идеи, даже самые странные, нужно напоминать по ходу дела. Смеяться и осуждать нельзя — человек не захочет что-то говорить ещё раз. А при озвучивании идей, пускай и на первый взгляд наивных, включается всеобщая синергия: участники начинают накидывать свои варианты поверх. Именно тогда и можно дойти до чего-то действительно стоящего.

  5. 5_

    Юмор. Смех и хорошее настроение — важная часть коллаборативной работы. В позитивном состоянии приходят лучшие идеи. В этом помогут разминки и модератор встречи. Лучший воркшоп — когда люди хорошо провели время и даже не заметили, как придумали много идей.

Как проверять идеи и гипотезы

Есть несколько способов проверить идею «об реальность»: будет ли пользоваться спросом, реализуемо ли это, удобно и т. д. Если кратко, то для этого можно собрать «сториборд», провести опросы, сделать лендинг и забежать на краудфандинговую платформу. А подробнее расскажет руководитель дизайн-отдела red_mad_robot Оля Сартакова.

Полезные ссылки

Прочитай на одном заряде

Новости, кейсы, немного аналитики — только самое важное. По пятницам. В конце месяца.